Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Прежде всего, хочу поздравить тех, кто создавал это учреждение. Как вы видите, библиотека сделана в хайтековском стиле, но получилась очень комфортабельной и очень уютной, очень удобной для пользователей. Хороший пример для организации подобных объектов в других регионах страны.
Сегодня на заседании президиума Совета по нацпроектам, мы рассмотрим два вопроса. Первый из них – без особого обсуждения, для информации. Но если какие-то идеи будут, давайте поговорим на этот счет. Имею в виду наши планы в жилищной сфере. И второй основной вопрос – это нацпроект в сфере образования.
Мы проводим заседание президиума в Тюменской области. Этот регион был в числе первых, кто разработал, а главное – внедрил на практике новые подходы к управлению образованием.
Вы знаете, что Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную инициативу “Наша новая школа”.
По сути, мы продолжаем начатое в рамках нацпроекта “Образование”. Собственно говоря, приоритетные национальные проекты и приобретенные там навыки, знания, опыт и их использование – все это задумывалось как основа для запуска системных преобразований.
С 2007 года в 31 регионе Российской Федерации шла отработка комплексных программ модернизации школьного обучения. В той или иной степени они охватили порядка 20 тысяч школ, в которых обучается 5 млн. детей.
Сегодня я хотел бы услышать от докладчика и других выступающих оценку достигнутых результатов. В первую очередь – с точки зрения качественных изменений в системе общего образования.
Это важно, так как теперь – в рамках инициативы “Наша новая школа” – полученные наработки должны поэтапно распространиться на всю страну.
И мы должны быть уверены, что они будут работать на достижение основной цели – на то, чтобы обеспечить кардинальный рост качества школьного образования.
Наши дети должны получать знания и навыки, необходимые для активной жизни в современном обществе и успешной профессиональной карьеры в условиях инновационной экономики.
Школа должна активно поддерживать лучших учеников и лучших педагогов. И одновременно быть чуткой и доброжелательной к каждому ребенку, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что для этого, на мой взгляд, предстоит сделать. Во-первых, уже с 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут заниматься по новым образовательным стандартам. Нужно обеспечить, чтобы внедрение этих, более современных стандартов не превратилось в пустую формальность, а реально изменило к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школах.
Кстати говоря, хотел бы обратить внимание министра образования на то, что эти стандарты должны подвергаться критическому анализу с привлечением ведущих специалистов страны, соответствовать современным требованиям. Надо посмотреть, как они будут работать. Особую ответственность здесь несут органы власти субъектов федерации и муниципалитетов.
Во-вторых, мы должны предметно заниматься повышением результативности и престижа учительского труда. Приведу один пример. В субъектах Федерации, внедривших новые системы оплаты труда, заработная плата педагогов растет намного быстрее, чем там, где этого делать пока не спешат.
В 20 регионах-лидерах зарплата учителей сравнялась или даже превысила среднюю заработную плату в экономике региона.
Причем в первую очередь поощряется творческий труд, желание и умение добиваться отличных результатов.
В 20 регионах-участниках комплексных проектов модернизации образования средняя зарплата учителей достигла средней зарплаты по субъекту Федерации, как я сказал. Причем в семи из них средняя зарплата учителей превысила среднюю зарплату по субъекту Федерации более чем на 20%. Могу привести в качестве положительного примера такие субъекты Российской Федерации, как Калининградская, Саратовская области, Алтайский край, Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Томская область, Республика Алтай.
Кроме достойной оплаты труда учителей, российские учителя получат и возможность постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми технологиями преподавания. Для этого Министерство образования создает специальные новые программы переподготовки. Они в свою очередь лягут в основу. Да и соответствующее правительственное постановление с планом работы мною подписано. Это же даст возможность провести необходимую переаттестацию.
Хочу вас проинформировать о том, что после длительных консультаций с профсоюзами механизм переаттестации согласован. Мы должны привлечь в классы новое поколение молодых и перспективных педагогов.
Третье: необходимо продолжить формирование единой общероссийской системы оценки качества образования. Учащиеся и их родители должны иметь возможность влиять на качество и уровень преподавания.
Критически важной для успеха преобразований является их поддержка со стороны граждан: родительских комитетов, объединений педагогов и так далее.
Мы только что были в одной из, по сути, рядовых школ Тюмени – школе N88. И не в центре расположена, кстати сказать. Там все положительные аспекты преобразований, которые происходили с 2005 года, – налицо.
И заработная плата выросла существенным образом, и структура кадров изменилась в связи с переходом на подушевое финансирование. Количество преподавателей увеличилось, количество обслуживающего персонала сократилось. И создано хорошее взаимоотношение с родительским комитетом. Создан, по сути, новый совет, который принимает непосредственное участие в работе школы. И родители, по сути, стали соучастниками образовательного процесса, что, очень важно, повышает доверие к тому, что делает педагогический коллектив.
Образовательные учреждения должны стать более открытыми, в том числе регулярно публиковать отчеты о своей деятельности, содержащие полную и объективную информацию. А создаваемые в школах общественные управляющие советы – об одном из таких я упомянул – должны обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы.
И последнее. Эффективная работа школ невозможна без предоставления им широкой самостоятельности в финансовых вопросах и вопросах хозяйственной жизни.
Нужно добиться, чтобы новые модели нормативного подушевого финансирования реально использовались в практике образовательных учреждений, служили стимулом для их развития, а связь между качеством работы школы и объёмами её финансирования была очевидной и для педагогического коллектива.
Напомню: Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об уточнении правового статуса государственных и муниципальных учреждений. Он создает необходимые правовые рамки и стимулы для внедрения новых моделей управления в социальной сфере
Их применение позволит более эффективно использовать бюджетные средства и главное – повысить качество образовательных услуг, услуг в сфере здравоохранения, других важнейших услуг, предоставляемых государством.
Законопроект уже принят в первом чтении. Подчеркну: его ключевые положения меняться не будут.
И поэтому я прошу руководителей регионов, не дожидаясь вступления закона в силу, начинать подготовительную работу по его реализации и отнестись к этой работе максимально ответственно.
Необходимые модельные планы и примерные перечни подзаконных нормативных актов нами подготовлены.
Также хочу привлечь ваше внимание к проблемам негосударственных школ. Еще один вопрос. Многие из них дают качественное, хорошее образование, а главное – позволяют учитывать особые нужды тех детей, которым по различным причинам непросто адаптироваться в обычных муниципальных школах.
Считаю, что субъекты Российской Федерации могли бы более активно поддержать успешные негосударственные учебные заведения, в том числе финансировать их на основе государственного задания по установленным в регионах нормативам.
Это то, что я хотел бы сказать в начале.
Заключительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги!
Я не буду говорить развернутых заключительных слов. В ходе сегодняшних выступлений практически все аспекты рассматриваемой проблемы нами затронуты. Хочу сказать о том, что, безусловно, самым главным для нас является обеспечение равного доступа граждан к бесплатному общему образованию, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности образовательной организации. И при этом нужно обеспечить качество этих образовательных услуг. Нами подготовлен развернутый документ – протокольное решение. Мы, безусловно, его дополним сформулированными вами предложениями.
А в заключение хотел бы сказать вот что. Мы на образование в Российской Федерации тратим гораздо больше, чем, скажем, на такую важнейшую функцию, как обеспечение обороноспособности страны. В 2010 году на обеспечение обороноспособности мы с Вами истратим 2,9% от ВВП, а на образование – из всех источников, из консолидированного бюджета – 4,4%. Эта разница, поверьте мне, очень большая. Задача в том, чтобы эти деньги были истрачены рационально и пошли на пользу гражданам Российской Федерации. Пожелаем друг другу успехов в решении этой непростой задачи.